Венецианские «lacca contrafatta»

Начиная с 17-го столетия в Европе большую популярность приобрели предметы мебели, произведённые в странах Дальнего Востока, в частности, в Китае.

Китай — родина лаковой мебели. Именно там впервые стали расписывать деревянную поверхность специальными красками и покрывать рисунок множеством слоёв лака, впоследствии тщательно полируя изделие. Такая мебель отличалась не только долговечностью, но и изяществом, характерным, узнаваемым стилем.

Состоятельные европейцы были готовы платить немалые деньги за привезённую издалека мебель. Мода на «восток» распространилась быстро и заняла прочные позиции, оставаясь непроходящей в течение десятилетий. В результате этого поветрия изделия местных европейских краснодеревщиков перестали пользоваться спросом, а купцы, привозившие мебель с Дальнего Востока, не в состоянии были удовлетворить неуклонно растущие требования покупателей. Цены на китайскую мебель взлетели до небес, местные же мастера терпели убытки.

Искусство росписи по дереву требовало немалых умений и навыков, а также знания секретов производства специальных красок, сохраняющих свои свойства при взаимодействии с мебельным лаком. Более того, одна неверная линия, ошибка при росписи поверхности вызывала необходимость тщательных исправлений, зачастую ведущих к повторной шлифовке изделия, чтобы счистить слой с въевшейся краской.

Неизвестно, кому из венецианских мебельщиков первому пришла в голову идея наклеить на свою мебель картинку «в восточном стиле» и покрыть её лаком. Тем не менее, в 17-м веке Венеция, а следом за ней и другие итальянские и европейские мебельные мануфактуры стали массово производить мебель, по внешнему виду очень похожую на китайскую. Местные мастера, не мудрствуя лукаво, нанимали учеников живописцев, чтобы те перерисовывали на бумагу красками различные сюжеты китайской живописи. Перерисованные фрагменты тщательно вырезались и наклеивались на дерево на слой свежего лака. После высыхания всё изделие покрывалось множеством лаковых слоёв таким образом, что граница между деревом и наклейкой переставала ощущаться. Известно, что количество лаковых слоёв могло достигать сорока, но результат стоил затраченных усилий: дальнейшая полировка делала нанесённый рисунок практически неотличимым от настоящей лаковой миниатюры.

Подделка получила название lacca contrafatta (от итальянского lacca — лак, contrafatta — подделка). Надо ли говорить, что стоимость такой мебели была гораздо ниже привезённой из Китая. Подобным же образом стали изготавливать не только мебель, но и разнообразные сундучки, бонбоньерки, табакерки, подсвечники, рамы для зеркал, ширмы, миниатюрные статуэтки и прочие object d’art (предметы искусства), повторяющие аналогичные изделия Китая и Японии.

Так, благодаря предприимчивым итальянским краснодеревщикам, в семнадцатом веке искусство декупажа получило своё второе рождение.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: