Левкас в декупаже

Все начинается с вешалки с грунта. Любая поверхность, на которой планируется художественное творение, должна быть должным образом для этого творения подготовлена. Составов и способов грунтовки — великое множество, и естественно, это разнообразие приводит к разнообразию результатов.

В одной из своих статей Дина подняла тему первичной подготовки различных поверхностей, в том числе, левкашения дерева. В этих статьях вообще очень много полезной информации, я же, в частности, порадовалась напоминанию о незаслуженно забытом левкасе.

Декупаж деревянных поверхностей с применением левкаса очень интересен, имеет свои секреты и эффекты, которых зачастую не добиться привычными средствами для декупажа. Правда, потребуется время, навык, терпение… Но без этого нет мастерства!

Итак:

Левкас — разновидность грунта, известного со средневековья. Изначально на Руси так называли любой художественный грунт (от греческого слова «левкос» — белый). В дальнейшем это название закрепилось за грунтом определённого состава, традиционного для русской иконописи.

Рецептов левкаса существует множество, при желании можно найти их в инете, в частности, на сайтах русских иконописцев. Приведу один, опробованный. Может, не идеальный (профессиональные живописцы наверняка найдут в нём минусы, да и на вкус и цвет, как говорится…), но для декупажа небольших деревянных поверхностей — вполне приемлемый.

Вам понадобится:

  • сухой желатин;
  • сухой мел;
  • льняное масло;
  • вода.

Перед приготовлением левкаса необходимо очистить мел. Мастера говорят — «отмучить». Мел заливается водой, измельчается и перемешивается до полного растворения. Потом дайте смеси отстояться. Далее — в таком порядке:
— удалить всплывший мусор;
— удалить излишки воды (принцип сообщающихся сосудов при помощи марлевого жгута — простейший способ);
извлечь меловую смесь, избегая нижнего слоя — в нём будут тяжёлые частички, песок;
полученный очищенный мел высушить.

Операцию можно повторять несколько раз, чем больше, тем чище будет мел. Но это, я думаю, уже более относится к живописи.

Далее — 10 гр  желатина заливается 90 мл кипячёной воды комнатной температуры. Через час желатин набухнет. Теперь необходимо разогреть его на водяной бане: в кастрюлю большей ёмкости налить воду, поместить меньшую ёмкость в эту кастрюлю таким образом, чтобы она не касалась воды и нагреть. Следите за тем, чтобы не перегреть состав! Если желатин разогреется свыше 70 градусов, он потеряет свою клейкость! Помешивая, растворите желатин,  и в тёплую смесь добавьте заранее растолчённый в порошок хорошо просеянный мел. Тщательно перемешайте. Добавьте льняное масло: 1 столовая ложка на 0,5 литра сделанной смеси. Снова тщательно перемешайте, проследите, чтобы не осталось неразошедшихся комков желатина и мела.

Вот, собственно, и весь рецепт.

Для грунтовки левкас наносится в несколько слоёв, жидкий, в тёплом состоянии. Тщательно высушите и отшлифуйте каждый слой. В каждый последующий слой добавляется чуть-чуть воды — это предохранит грунт от нежелательного растрескивания и появления кракелюров.

Ещё одно использование левкаса — создание рельефа. Поскольку наносится состав в жидком виде, его можно сформовать, придав форму, подобно гипсовому декору. В обоих случаях сушить работу нужно строго в горизонтальном состоянии.

Вообще для повышения пластичности левкаса используют различные присадки — пластификаторы, но я не буду углубляться в эту тему, ибо не имею такого опыта. Думаю, в инете вы найдёте достаточно информации об этой интересной технологии. Существуют рецепты левкаса на основе акрила — но это, как понимаете, уже современные технологии, в этом случае, думается мне, можно с тем же успехом применить стандартный акриловый грунт, не заморачиваясь с домашним приготовлением.

Кстати, о кракелюрах. Думаю, уже понятно, что за декупажные секреты скрываются за рецептами на основе желатина? 😉 Чуть позже я расскажу о своём опыте кракле без спецсредств.

Реклама

комментариев 6 to “Левкас в декупаже”

  1. Дина Ши Says:

    Если левкасить обожженную необливную керамику, предварительно проклеив тем же левкасом, только разведенным до густоты питьевых сливок, то можно получить эффект фаянса в итоге.

    • margelaene Says:

      Я только на дереве пробовала… Возьму на заметку! 🙂

      • Дина Ши Says:

        Попробуй. Только, блин, шлифовать-то нужно каждый слой. И чем тоньше слои, тем лучше. На ровной деревяшке это делаешь почти механически, а вот, скажем, крынку левкасить…. ууууу…. я начинаю мечтать об эпохе рабства.

        • margelaene Says:

          Ну так! Не даром подмастерья-ученики тогда были! И левкашением, кстати, они как раз и занимались! 😉

          • гость Says:

            Неправда, левкасом занимались далеко не подмастерья. Процесс сложный и со многими тонкостями, соблюдение которых как раз и обеспечивает жизнь икон на протяжении многих столетий. Какие уж тут подмастерья…

  2. Наталья Says:

    мечтаю сделать куклу, Для её лица потребуется грунтовка, Может кто-то пробовал?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: